Новости наукограда
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КОРОЛЁВА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от «04» сентября 2013 г. №1706
О создании постоянно действующего общественного консультационного и совещательного органа «Совет молодых учёных и специалистов
города Королёва Московской области»
В целях содействия развитию инновационной политики города Королёва Московской области, содействия укреплению и развитию международных связей молодых учёных и специалистов, проведения пропаганды новейших достижений в научной сфере, руководствуясь Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом города Королёва Московской области,
ПОСТАНОВЛЯЮ:
3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Администрации города В.А. Русакова.
Положение о Совете
Состав Совета
19.04.2011 в Совете Федерации Федерального Собрания РФ состоялся круглый стол «О статусе наукограда РФ: совершенствование законодательства», по результатам которого были приняты рекомендации в адрес федеральных законодательных и исполнительных органов власти, а также органам государственной власти субъектов РФ.
На круглом столе была представлена консолидированная позиция Московской области (Правительства Московской области и 9-ти подмосковных наукоградов РФ).
Завершается работа в Правительстве РФ по согласованию в уполномоченных министерствах проекта Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части повышения эффективности деятельности наукоградов» (далее – Закон), разработанного Минобрнауки РФ во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 №СИ-П16-1016.
В соответствии с включенными в проект Федерального закона новациями существенно изменится порядок присвоения статуса наукограда и его подтверждения, будет принципиально изменена форма и порядок оказания государственной поддержки наукоградов.
Принципиальные изменения, которые предполагается внести в Федеральный закон от 07.04.1999 № 70-ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» заключаются в следующем.
1. В проекте Закона впервые дано исчерпывающее определение двух основных понятий, связанных в том числе с возможностью направления средств государственной поддержки на то или иное мероприятие, - это определение инновационной инфраструктуры наукограда и социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры наукограда:
«Инновационная инфраструктура наукограда - совокупность организаций и объектов, обеспечивающих инновационную деятельность на территории наукограда, включая предоставление услуг по созданию и реализации инновационной продукции, в том числе:
организаций, обеспечивающих процесс создания и практического применения результатов научной, научно-технической деятельности при производстве товаров, работ и услуг и (или) осуществляющих коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности;
организаций и объектов, обеспечивающих поддержку коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (технопарки, научные парки, инновационные бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, инжиниринговые центры, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, координаторы технологических платформ, венчурные и иные фонды, содействующие развитию предпринимательства в научно-технической сфере и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, иные организации)».
Именно на поддержку и развитие объектов этой инфраструктуры и предполагается в основном направлять в будущем средства государственной поддержки наукоградов.
2. В проекте полностью изменена формулировка статьи 2.1. Федерального закона от 07.04.1999 № 70-ФЗ «Критерии присвоения муниципальному образованию статуса наукограда».
В данной статье:
- жестко ограничен качественный состав организаций, которые могут быть включены в состав научно-производственного комплекса муниципального образования, претендующего на присвоение (сохранение) статуса наукограда:
«В научно-производственный комплекс муниципального образования, претендующего на присвоение статуса наукограда, включаются …:
1) научные организации, образовательные учреждения высшего профессионального образования;
2) организации промышленного производства… при условии, что доля инновационных товаров, работ и услуг составляет не менее 50 процентов общего объема отгруженных товаров, … работ, … услуг …;
3) организации …, осуществляющие производство товаров, … работ, … услуг в высокотехнологичных отраслях …, при условии, что показатели инновационной деятельности организации превышают не менее, чем в 2 раза среднестатистические показатели по соответствующему виду экономической деятельности в Российской Федерации;
4) хозяйственные общества, созданные в установленном … порядке бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».
- и серьезно ужесточены критерии, которым НПК наукограда должен соответствовать.
В этой связи уже в самое ближайшее время будет активизирована работа по формированию реестра городских предприятий, отвечающих требованиям, предъявляемым к организациям, которые могут быть включены в состав научно-производственного комплекса города, в интересах подготовки документов на подтверждение муниципальным образованием «Город Королёв Московской области» статуса наукограда Российской Федерации.
Необходимость данной работы обусловлена тем, что в соответствии с новой редакцией Федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации» именно соответствие либо несоответствие научно-производственного комплекса наукограда установленным Законом критериям, подтвержденным показателями государственного статистического наблюдения за три года, предшествующих присвоению (подтверждению) статуса наукограда, является основанием для принятия решения о подтверждении либо прекращении статуса наукограда.
А в соответствии с новой редакцией статьи 3 Закона: «Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством Российской Федерации и подтверждается им каждые 10 лет». Поэтому для нашего города, получившего статус наукограда в 2001 году, этот вопрос станет актуальным с момента вступления рассматриваемого нормативно-правового акта в силу.
3. Принципиальные изменения внесены в статью 8 Закона «Государственная поддержка наукограда».
Теперь 3-й и 4-й пункты данной статьи звучат следующим образом:
«…3. В первые три года после присвоения статуса наукограда предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для перечисления их в бюджеты наукоградов осуществляется на основе предложений наукоградов в целях осуществления мероприятий по развитию и поддержке социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
4. Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для перечисления их в бюджеты наукоградов в последующие годы осуществляется по результатам конкурсного отбора представленных наукоградами проектов, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов, созданию и (или) развитию инновационной инфраструктуры наукоградов, а также организаций и объектов инфраструктуры наукоградов.»
При этом в данную статью введен пункт 5 следующего содержания:
«5. При осуществлении конкурсного отбора проектов наукограда, указанных в части 4 настоящей статьи, преимущества предоставляются проектам:
содержащим условия об их софинансировании за счет бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников;
предусматривающие участие федеральных органов исполнительной власти … в развитии подведомственных им организаций, входящих в научно - производственный комплекс наукограда;
представленным теми наукоградами, у которых наблюдается положительная динамика показателей инновационного развития»
О позиции Союза развития наукоградов России по вопросам законодательного обеспечения развития наукоградов России и государственной поддержке инновационного развития наукоградов
Решение Правления Союза развития наукоградов России
от 20 января 2011 г.
Заслушав и обсудив сообщения вице-президентов М.И. Кузнецова, В.Э Проха и В.В. Сиднева по вопросу "О позиции Союза развития наукоградов России по вопросам законодательного обеспечения развития наукоградов России и государственной поддержке инновационного развития наукоградов", Правление констатирует:
В настоящее время проходит очередной этап согласования в органах государственной власти проекта Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части повышения эффективности деятельности наукоградов", разработанного Министерством образования и науки Российской Федерации.
Свои замечания и предложения по его совершенствованию представители наукоградов Российской Федерации и Союза развития наукоградов России вносили в рамках Семинара-совещания Комитета по науке и наукоемким технологиям Государственной Думы Российской Федерации совместно с Союзом развития наукоградов России в апреле 2010 года, на совещании представителей наукоградов в декабре 2010 года. К сожалению, эти замечания и предложения не нашли отражения в текущем варианте проекта закона.
В отзывах федеральных министерств на проект закона содержатся серьезные замечания и указывается на необходимость его доработки (Минрегион России) или что он "не поддерживается" (Минэкономразвития России).
Есть концептуальные замечания и предложения и в отзывах органов государственной власти субъектов Федерации (Алтайский край, Санкт-Петербург).
В то же время, в 2010 году активизировалась деятельность федеральных органов власти в сфере инновационного развития страны и формирования эффективной Национальной инновационной системы.
По инициативе и при прямой поддержке Президента России Д.А. Медведева запущен проект "Сколково" с соответствующим законодательным обеспечением создания и развития иннограда Сколково и его взаимодействия с инновационно активными субъектами, в том числе - наукоградами и Особыми экономическими зонами технико-внедренческого типа.
Проведен ряд заседаний Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, десятки мероприятий на федеральном уровне по вопросам инновационного развития и активизации всех субъектов инновационного развития и их комплексного взаимодействия.
Министерством экономического развития Российской Федерации Разработана Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года "Инновационная Россия - 2020".
Все это требует учета в новом законодательстве о развитии и повышении эффективности использования научно-технического, инновационного и социального потенциала наукоградов.
С учетом изложенного Правление решило:
Считать необходимым проведение переработки проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части повышения эффективности деятельности наукоградов" с целью его приведения в соответствие с современной инновационной политикой Российской Федерации.
Просить Министерство образования и науки Российской Федерации внести новеллу проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в части повышения эффективности деятельности наукоградов" о дополнительных правах органов местного самоуправления наукоградов "Права органов местного самоуправления наукограда на создание и обеспечение условий для осуществления научно-технической и инновационной деятельности на территории наукограда" как проект дополнений в Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Подготовить доклад Союза развития наукоградов России "Наукограды как составная часть Национальной инновационной системы России: функции, опыт и потенциал инновационного развития, нормативное правовое обеспечение".
Предложить Министерству образования и науки Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу с представителями Минэкономразвития, Минрегиона, Минфина, профильных Комитетов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, муниципальных образований - наукоградов Российской Федерации, Союза развития наукоградов России для разработки проекта федерального закона (проектов федеральных законов), о статусе наукоградов Российской Федерации как составной части Национальной инновационной системы России и об особенностях местного самоуправления в наукоградах Российской Федерации.
Инициировать разработку и подписание соглашения между Союзом развития наукоградов России и Управляющей компанией инновационного центра "Сколково" - Фондом развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (фондом "Сколково") с возможным присоединением к соглашению муниципальных, образований, включающих академгородки, технопарки, технико-внедренческие особые экономические зоны, предусмотрев в соглашении, в том числе создание Совета территорий инновационного развития.
Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и заинтересованные министерства и организации.
Королёвская компания «АПМ» в Сколково
Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий присвоил научно-техническому центру «Автоматизированное Проектирование Машин» г.Королёва статус участника проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра «Сколково».
Участие в работе центра «Сколково» в качестве резидента позволит нашей компании привлечь значительные объемы финансирования работ для создания инновационного отечественного программного обеспечения в области инженерного анализа. Что приведет к активизации нашей деятельности по созданию новейших методов численного анализа и математического моделирования с целью более полного удовлетворения потребностей российских предприятий и организаций в области машиностроения и строительства.
Разработки компании НТЦ «АПМ» уже сегодня позволяют российским предприятиям использовать отечественные наукоемкие технологии проектирования для улучшения качества выпускаемой продукции, что способствует существенному повышению производительности труда конструкторов, проектировщиков и исследователей.
Участие в проекте «Сколково» даст возможность расширить область практического применения программного обеспечения, повысить его качество и создать благоприятные условия для замещения импорта зарубежных CAD/CAE программных продуктов и увеличения экспорта российского наукоемкого программного обеспечения.
План мероприятий по развитию наукоградов РФ на 2012-2013 гг»
Научно-информационный бюллетень союза развития наукоградов России»
Научно-технический центр «Автоматизированное Проектирование Машин»